Все статьи

Аудит отчетности

Аудит отчетностиДаже высококвалифицированный бухгалтер, работающий в компании много лет, может допустить ошибку в расчетах. Неточности в финансовых документах могут появиться и из-за технического сбоя оборудования. Аудит отчётности – комплекс мероприятий, который осуществляется для проверки документации на соответствие требованиям законодательства и на достоверность изложенных данных. Для выполнения операций привлекаются специалисты независимой аудиторской компании.

Цели и достижимые результаты

Наиболее часто к аудиту отчетности прибегают для решения одной или нескольких из следующих задач:

  • Смена финансового директора или бухгалтера. Аудиторская проверка позволяет получить точную информацию о достоверности и состоянии бухучета в компании;
  • Необходимость оформить кредит в банке. Результаты проверки будут подтверждением текущего положения дел на фирме;
  • Необходимость провести подготовку организации к сертификации или открыть для нее доступ к тендерам;
  • Желание минимизировать риски при проверке со стороны налоговых служб;
  • Необходимость ответить интересам партнеров или привлечь инвестиционные средства;
  • Желание продать, приобрести или реорганизовать дело.

Аудит отчетности предоставит необходимые сведения, оспаривать достоверность которых не станет никто.

Как осуществляется аудит отчётности?

Проверка выполняется поэтапно:

  • Разработка плана аудита. Специалист продумывает тактику и стратегию проверки, составляет ее программу, узнает о факторах, влияющих на компанию и т.д.;
  • Сбор и изучение информации. Профильные специалисты, во главе с независимым аудитором, занимаются анализом первичной документации, знакомятся с уставными, бухгалтерскими, финансовыми документами. Каждая бумага оценивается на соответствие регламентированным нормам законов РФ. При выявлении ошибок, составляются рекомендации по их устранению;
  • Оформление заключения в письменной форме. Если после изучения заключения у клиента остаются какие-либо вопросы, ему предоставляются грамотные консультации.

На аудит отчетности нужно предоставить запрашиваемую аудиторами документацию. Как правило, список необходимых аудитору бумаг выглядит так:

  1. Бухгалтерская отчетность в полном комплекте (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к балансу, пояснительная записка);
  2. Учетная политика (б/у и н/у);
  3. Акт сверки с налоговой на отчетную дату или ближайшую к отчетной;
  4. Штатное расписание;
  5. Выписка из ЕГРЮЛ на дату, ближайшую к отчетной;
  6. Договор (контракт) с генеральным директором, дополнительные соглашения в отчетном периоде (в случае изменения)
  7. Приказ на главного бухгалтера;
  8. Приказ на проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности, инвентаризационные описи, инвентаризационные ведомости (при большом объеме объектов – первую и последнюю страницу);
  9. Устав, изменения к уставу;
  10. Протоколы собраний участников по настоящую дату;
  11. Кассовая книга, отчеты кассира, авансовые отчеты;
  12. Договоры с контрагентами;
  13. Первичные документы (накладные, акты, справки бухгалтера);
  14. Налоговые декларации по всем налогам;
  15. Акты сверки с контрагентами;
  16. Расчетные, платежные ведомости по оплате труда, трудовые договоры, заявления от сотрудников;
  17. Положение об оплате труда и другие локальные нормативные акты, принятые в организации;
  18. Лицензии на лицензионные виды деятельности и на программное обеспечение.
  19. Список аффилированных лиц Общества с указанием: полного наименования (Ф.И.О. – для физических лиц), краткое описание вида деятельности (для юридических лиц), описание причины, по которой данная сторона является аффилированной по отношению к Обществу.

К документации можно предоставить дополнительные отчеты и записки с пояснениями.

Расценки на аудит отчётности

Стоимость аудита определяется с учетом различных факторов, ключевые из которых:

  • Сложность бизнеса компании-заказчика;
  • Объем предстоящей работы.

Весь комплекс мероприятий подразделяют на конкретные задачи, нуждающиеся в исполнителях различных специализаций. Проводится оценка времени, требующегося для осуществления аудита по отдельным задачам.

Мы рекомендуем отказаться от экономии на услугах аудита отчетности. Проводить столь важные операции должны опытные специалисты. Только в этом случае вы можете быть полностью уверены в достоверности и объемности предоставленных в заключении данных.

Если хотите получить финансовую выгоду от аудита отчетности, заключите с независимой аудиторской компанией договор на годовое обслуживание. В таких случаях стоимость каждой отдельной процедуры проверки окажется заметно выгоднее.

Результат аудита отчётности

В независимом отчете заинтересованы кредиторы, страховые группы, инвесторы и партнеры. При этом, обязательный анализ финансовой деятельности, закреплённый на законодательном уровне, бывает исключительно внешним. Он прописан в многочисленных нормативных документах, число которых с каждым годом непрерывно растёт. В списке постоянных лиц находятся также МФО и политические партии с госфинансированием или расходами свыше 60 млн. рублей.

Аудит отчетности осуществляется:

  • в кредитных организациях,
  • в процессинговых компаниях,
  • в страховых группах,
  • в азартных клубах,
  • в иностранных образованиях,
  • в кооперативах и в СРО,
  • в некоммерческих объединениях, владеющих капиталом более 20 млн рублей,
  • в фирмах, участвующих в торгах, работающих с ценными бумагами,
  • в обществах взаимного страхования,
  • в случаях, если объем выручки составляет 400 млн рублей,
  • при стоимости активов в 60 млн рублей.

В перечне есть ряд иных структур, регулируемых Центробанком РФ, РНФ (Российским научным фондом) и иными регуляторами. Собственники компаний инициируют проверки для уменьшения размера доначислений, минимизации пени и штрафных санкций.

Ответственность за игнорирование проведения аудита.

Отчёт о ежегодной проверке вместе с бухгалтерскими документами сдаётся в статистические органы в течение 10 суток с момента получения заключения на руки, но не позже 31 декабря (ФЗ № 402 от 6.12.2011 г). В Единый федеральный реестр сведения должны быть внесены в течение 3-х суток. За нарушение налагается штраф до 5000 рублей. Наказание также предусмотрено за неполные сведения, несвоевременную подачу данных и неопубликование на страницах официального ресурса.