ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:
+7 (495) 755 89 96
      ЮРИСТЫ:
+7 (903) 707 08 93
    БУХГАЛТЕРЫ:
+7 (903) 221 5163

Минфин прояснил, в каком виде передаст аудиторскую отрасль Банку России

Проект, как указала СРО, получен из Минфина, обсуждение проекта запланировано на вторник 5 сентября в рамках повестки дня заседания рабочего органа совета по аудиторской деятельности. Ознакомиться с текстом проекта можно по ссылке, опубликованной на нашем форуме.

В законе о ЦБ появится новая его функция – "осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ".

Вчера мы сообщали о том, что Минфин официально объявил начало разработки указанного законопроекта, а в конце мая, напомним, появлялся аналогичный законопроект, составленный ЦБ.

Минфиновская версия поправок в закон об аудиторской деятельности несколько лояльнее к отрасли - например, обязательный аудит по критериям останется, в отличие от предложений ЦБ, в этой части состоявших в том, чтобы из числа ОЗХС исключить организации, раскрывающие годовую консолидированную отчетность, и организации с определенными показателями по выручке или стоимости активов, а вместо этого к числу ОЗХС отнести АО с госучастием и ФГУПы по перечню, определяемому правительством.

Однако и версия Минфина уменьшит количество аудируемых лиц. Для того, чтобы попасть под обязательный аудит, организация должна будет соответствовать двум критериям из трех: выручка свыше 800 млн рублей, сумма активов бухгалтерского баланса выше 400 млн, среднесписочная численность работников от 100 человек. Причем, любой из этих критериев будет учитываться, только если организация соответствовала ему подряд два года, предшествовавших отчетному. Сейчас, напомним, для обязательного аудита достаточно выручки 400 млн за один год или активов по балансу от 60 млн. Кстати, исчезнет норма о том, что обязательный аудит проводится ежегодно.

Исчезнет из списка ОЗХС (то есть из части 1 статьи 5) ряд пунктов, например, АО, кредитные и страховые организации, а также прямое указание на ряд других участников финансового рынка, однако останется оговорка, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов - статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Фонды (за исключением государственных внебюджетных) должны будут проходить аудит, только если поступление имущества и денежных средств за каждый из предыдущих двух лет подряд превышает 3 млн рублей. Видимо, это будет касаться в том числе НПФ и ПИФов, которые сейчас подлежат обязательному аудиту без каких-либо ограничений.

Вместе с тем, в аудиторский закон вводится новая статья 5.1, в которой появится определение общественно-значимых организаций (ОЗО). С ними смогут работать только аудиторские фирмы, внесенные в специальный реестр и отвечающие ряду критериев. Среди ОЗО упомянуты ПАО, а также многие из организаций, ныне названных в статье 5 и убираемых оттуда. Реестр будет вести ЦБ, он же согласно поправкам в закон о ЦБ получит право проводить проверки в отношении аудиторских организаций, включенных в реестр.

Кстати, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности исключат из-под действия закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данные поправки также включены в комментируемый законопроект.

Вносится множество других поправок в закон об аудиторской деятельности, в закон о СРО, устанавливаются переходные положения (которые коснутся ведения реестра ЦБ, действия норм до того, как ЦБ примет свои подзаконнеые акты, существования ЕАК, порядка применения МСА и других аспектов).