ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:
+7 (495) 755 89 96
      ЮРИСТЫ:
+7 (903) 707 08 93
    БУХГАЛТЕРЫ:
+7 (903) 221 5163

В 2015 году налоговики тщательнее ищут контролируемые сделки, которые на первый взгляд таковыми не являются

По общему правилу к контролируемым относятся сделки, которые совершены между взаимозависимыми лицами и сумма доходов по которым за календарный год превысила 1 млрд. руб. (п. 2 ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ). В отношении конкретных случаев Налоговый кодекс устанавливает определенные критерии для признания сделки контролируемой (читайте также ниже). Практика показывает, что именно такие отдельные случаи вызывают у компаний больше всего вопросов.

 Кстати:

Пороговые значения в переходный период

С момента вступления в силу раздела V.1 НК РФ действовали переходные положения. Так, лимит доходов по сделкам за 2012 год составлял 3 млрд. руб., а за 2013 год — 2 млрд. руб. Кроме того, начиная с 2014 года к контролируемым относятся сделки, одна из сторон которой — резидент особой экономической зоны, при этом налоговый режим зоны предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)

Налоговики также с большим вниманием изучают договоры за 2014 год с целью проверить, не замаскированы ли дорогие сделки налогоплательщиков с целью ухода от контроля над ценами. Причем успокаивать себя тем, что проверка цен возможна только представителями из ФНС России, не стоит. Так как заподозрить контролируемый характер сделки может обычный инспектор при проведении выездной проверки. А вот уже имеющуюся информацию он может передать вышестоящим коллегам.

Рассмотрим, на что важно обратить внимание бухгалтеру, чтобы не пропустить возникновения «контролируемости» и не опоздать с представлением соответствующих уведомительных бумаг. Кроме того, нужно быть готовым с достоинством пройти проверку контроля цен.

 Минфин России разъяснил, какие сделки ниже 1 млрд. руб. все равно относятся к контролируемым.

В апреле прошлого года Минфин России выпустил сразу два письма, в которых напомнил, что сделка признается контролируемой, в том числе если одна из сторон договора не является налоговым резидентом РФ. При этом не имеет значения размер доходов, которые получены по такой сделке (письма от 17.04.14 № 03-01-18/17551 и от 17.04.14 № 03-01-РЗ/17521). Аналогичное мнение ведомство высказывало и ранее (письмо Минфина России и от 10.02.14 № 03-01-18/5232).

Также в феврале 2014 года финансисты разъяснили, какие внешнеторговые сделки относятся к контролируемым. В частности, в письме от 10.02.14 № 03-01-18/5229 Минфин России отметил, что сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если выполняются два условия:

— предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп (п. 5 ст. 105.4 НК РФ). Перечень кодов таких товаров утвержден приказом Минпромторга России от 30.10.12 № 1598;
— сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.

Позже финансовое ведомство высказало мнение о том, что, если сделка не может быть признана контролируемой по какому-либо одному признаку, это не исключает признания такой сделки контролируемой по иным основаниям (письмо от 12.03.14 № 03-01-РЗ/10727).

 Сделку можно признать контролируемой, даже если сумма доходов по ней не соответствует пороговому значению.

Территориальная инспекция не может проверить цены по контролируемой сделке в рамках «камералки».

В декабре 2013 года Минфин России выпустил сразу три письма, в которых разъяснил следующее (письма Минфина России от 17.12.13 № 03-01-18/55516, № 03-01-18/55519 и № 03-01-18/55512). По общему правилу сделки признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия (подп. 2 и 3 п. 1 и п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом факт превышения указанного суммового критерия устанавливается по каждой совокупности контролируемых сделок, совершаемых с каждым лицом.

Вместе с тем ведомство отметило, что возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. В частности, это возможно, если в сделке участвует более двух лиц. Либо суд может признать сделку контролируемой, если такая сделка является частью группы однородных сделок, которые компании заключили для того, чтобы каждая из сделок не отвечала бы признакам контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

 Суммы штрафов, пеней, возмещения убытков или ущерба по сделке не влияют на суммовой критерий в целях признания ее контролируемой.

Минфин России в письме от 11.12.13 № 03-01-18/54250 рассмотрел ситуацию, когда компании искусственно занижают цену сделки, чтобы она не признавалась контролируемой. Ведомство указало, что при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми компания не учитывает суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств. Но только в том случае, если установление таких договорных санкций не связано с искусственным созданием условий, при которых сделки не отвечают признакам контролируемых.

Налоговики могут в суде доказать, что компания сознательно маскирует контролируемые сделки

Другой пример ведомство рассмотрело в первой половине 2014 года. По мнению финансистов, при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми можно не учитывать суммы возмещения убытков или ущерба (в частности, суммы страхового возмещения по договору страхования имущества). Но опять же, если такое условие не направлено на создание искусственных условий, при которых сделки не отвечают признакам контролируемых (письмо от 29.04.14 № 03-01-Р3/20100).

 Считать доходы в целях возникновения «контролируемости» нужно по каждой совокупности сделок, совершенных с каждым взаимозависимым лицом.

Минфин России в письме от 14.03.12 № 03-01-18/2-31 пришел к выводу, что сумму доходов по сделке для целей признания ее контролируемой необходимо рассчитывать следующим образом. Компания складывает суммы всех полученных доходов по таким сделкам, которые она совершила со всеми взаимозависимыми лицами за календарный год.

Но через два месяца финансисты дополнили указанные разъяснения письмом от 11.05.12 № 03-01-18/3-59. В нем чиновники пришли к выводу, что факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом. Аналогичные выводы финансисты сделали позднее (письма Минфина России от 16.05.13 № 03-01-18/17224, от 05.09.12 № 03-01-18/6-126 и от 28.08.12 № 03-01-18/6-109).

 Контролируемые сделки не могут проверить инспекторы в рамках «обычного» налогового контроля.

Главное отличие администрирования контролируемых сделок от проверок порядка ценообразования, действующего до вступления в силу раздела V.1 НК РФ, заключается в том, что проверку полноты исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам проводит федеральный орган исполнительной власти (п. 1 ст. 105.17 НК РФ), а не территориальные органы ФНС России, которые проводят рядовые контрольные мероприятия.

Минфин России подтвердил, что проверку правильности уплаты налогов в рамках контролируемых сделок проводит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, — Центральный аппарат ФНС России (письмо от 18.10.12 № 03-01-18/8-145, доведено до сведения налоговиков на местах письмом ФНС России от 02.11.12 № ЕД-4-3/18615@). Позднее ведомство напомнило, что контроль соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (письмо Минфина России от 26.12.12 № 03-02-07/1-316).

В доказательство того, что контролируемых сделок не было, компания может представить карточку счета 60

В ноябре 2014 года финансисты вновь обратили внимание на порядок проведения проверок в сфере контроля над контролируемыми сделками (письмо Минфина России от 12.11.14 № 03-01-18/57222). В частности, инспекторы могут провести проверку на основании уведомления о контролируемых сделках, которое представила проверяющим сама организация. Или на основании извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика.

Кроме того, поводом для проведения такой проверки может послужить тот факт, что в рамках повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью инспекции вышестоящий налоговый орган установил наличие у компании контролируемой сделки.

Напомним, что решение о проведении проверки в отношении контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами, доходы и расходы по которым признаются в 2012 году, проверяющие могли вынести не позднее 30 июня 2014 года. А в отношении сделок, доходы и расходы по которым компания отражает в 2013 году, — не позднее 31 декабря 2015 года (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»).

Недавно в редакцию журнала РНК обратилась компания, которая предоставила беспроцентный заем дружественной организации. Сумма займа составляла 4 млн. руб. Подписчик интересовался, будет ли такая сделка признана контролируемой для целей налогообложения.

Денис Колесников, начальник отдела налогового учета ОАО «Мосэнерго», разъяснил, что опасаться компании не стоит. Дело в том, что под контроль подпадают только те сделки, которые признаются контролируемыми (ст. 105.14 и 105.17 НК РФ). В рассматриваемой ситуации стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами. Учитывая, что других договоров компании не заключали, цена сделки не превысит установленный законом лимит в 1 млрд. руб. А значит, выдача беспроцентного займа не будет признаваться контролируемой сделкой. Подробные доводы эксперта читайте на сайте e.rnk.ru в рубрике «Вопрос — ответ» // РНК, 2014, № 17.

Напоминаем, что любой подписчик журнала РНК может обратиться в редакцию со своим вопросом по налоговому учету. Эксперты ответят вам в течение суток. Стоимость консультации — 600 руб. Подробная информация о сервисе «Задай вопрос эксперту» доступна на сайте e.rnk.ru.

 Помимо уведомления о контролируемых сделках, возможно, придется направить письмо об их отсутствии.

О совершенных контролируемых сделках компания уведомляет проверяющих не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма уведомления, а также порядок ее заполнения утверждены приложением к приказу ФНС России от 27.07.12 № ММВ-7-13/524@ (письмо Минфина России от 16.12.13 № 03-01-18/57948).

Советы по заполнению уведомления за последнее время неоднократно давала ФНС России (письма от 15.05.14 № ОА-4-13/9345@ «О представлении уведомления о контролируемых сделках в электронной форме», от 18.04.14 № ОА-4-13/7549, от 01.11.13 № ОА-4-13/19652 и от 29.10.13 № ОА-4-13/19348). Также форму уведомления и образец ее заполнения можно скачать на сайте e.rnk.ru.

Практика показывает, что инспекторы нередко просят компании представить пояснения о том, что за прошедший календарный год у организации контролируемые сделки отсутствуют. Налоговое законодательство не предусматривает форму ответа на подобный запрос проверяющих. Не удалось найти и официальных разъяснений ведомств на этот счет. Полагаем, что дать пояснения компания может в виде ответа на запрос произвольной формы с приложением подтверждающих документов (см. образец ниже).

В частности, отсутствие сделок с взаимозависимыми лицами подтвердит перечень договоров с контрагентами. А непревышение пороговых лимитов по суммам сделок можно обосновать распечатками карточек счетов 60 и 62 бухгалтерского учета в разрезе по контрагентам. Кроме того, можно указать на отсутствие лицензии на добычу полезных ископаемых.

 

Максим Иванов, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Источник: Журнал "Российский налоговый курьер", № 1-2, Январь 2015