Все статьи

Разработка устава

Разработка уставаУстав является единственным учредительным документом, чьи условия регламентируют деятельность всего предприятия. Состав бумаги оглашает нормы, согласно которым требуется управлять организацией, и устанавливает принципы отношений учредителей. Сравнить устав можно со своеобразной Конституцией, принятой для конкретной компании и позволяющей ей правильно функционировать в рамках правового поля.

Приступать к формированию документа необходимо на первом этапе - после принятия решения о начале бизнеса. Разработкой должны заниматься учредители предприятия - самостоятельно или с помощью профильного юриста. Положения устава должны быть утверждены на общем собрании, далее - бумаги нужно направить в ФНС РФ для регистрации организации.

Даже если в составе ООО или юридического лица другой формы хозяйственной деятельности только один учредитель, проводится подготовка устава.

Необходимость в написании документа

Устав имеет большое практическое значение. Например, для учредителей фирмы, так как регламентирует:

  • Систему распределения доходов организации. Основной задачей предприятий, так или иначе, является получение прибыли. Финансы не могут распределяться между участниками ООО бессистемно - иначе конфликтов было бы не избежать;
  • Порядок передачи и продажи долей, смены владельца, выхода участников из состава учредителей. Каждый из этих процессов оказывает значительное влияние на экономическую деятельность предприятия. Если, предположим, продать компанию или долю в ней, не соблюдая условия устава, велика опасность столкнуться с рейдерами или недобропорядочными учредителями;
  • Особенности управления фирмой. В документе говорится о том, каковы, например, полномочия управленцев, какие вопросы могут решаться только на общем собрании руководителей большинством голосов.

Устав регулирует и закрепляет обязанности и права всех участников организации. В соответствии с законодательством, собственников, которые не исполняют свои обязательства должным образом, можно (путем судебных разбирательств) исключить из состава учредителей.

Данные для подготовки устава

Для разработки документа нужна следующая информация:

  • Размер уставного капитала;
  • Запланированное место расположения ООО;
  • Полный список учредителей;
  • Размер долей (частей) всех участников;
  • Сведения о времени и порядке внесения частей в предприятие учредителями;
  • Данные о методах выдвижения претендентов на выборные должности, сроки и частота организации общих собраний, другая информация об особенностях совместной деятельности.

Заниматься разработкой устава компании - лично или через юриста, не имея всех этих сведений, рано.

Основной состав устава

Документ должен предоставлять информацию следующего характера:

  • Полное и сокращенное наименование предприятия;
  • Название населенного пункта, в котором находится ООО (по желанию, можно указать адрес);
  • Компетенция каждого участника и структура состава учредителей фирмы;
  • Права и обязательства членов организации;
  • Величина уставного капитала с уточнением, кто и как его формировал.

Устав регламентирует порядок хранения документов, и условия перехода долей (полностью или частично) от одного владельца к третьему лицу или компании.

Устав для компаний с одним или несколькими учредителями

Если бизнес организуется несколькими гражданами или юридическими лицами, крайне внимательно стоит проработать такие положения устава, как:

  • Система распределения дохода между участниками (с учетом размеров частей, реального участия в деятельности предприятия);
  • Разрешение на продажу долей, варианты их передачи, а также начисления компенсации наследникам;
  • Способы и последствия выхода из ООО;
  • Варианты принятия решений и их оформление на общих собраниях.

Разбираясь с большинством перечисленных тем, учредители организации должны руководствоваться не только своим мнением, но и ГК РФ.

Если бизнес организуется одним человеком, то среди разделов устава также должны быть такие, как:

  • Функции, которыми наделен исполнительный орган;
  • Система распределения прибыли;
  • Методы принятия и оформления решений.

При оформлении разделов учитывается наличие только одного учредителя. Для примера, документ содержит информацию о том, что при принятии единичных решений по конкретным вопросам, эти решения должны закрепляться в письменной форме. В данном случае нотариальное заверение не понадобится.

Единственным учредителем организации может выступать частное или юридическое лицо. Он может быть руководителем предприятия или найти на данную должность компетентного человека.

Услуги юриста при разработке устава

Составлять устав необходимо грамотно и профессионально. Наиболее простое решение - использование типового шаблона документации. Право на применение стандартной формы закреплено:

  • Ст. 12 ФЗ №14 от 08 февраля 1998 года (для ООО);
  • Ст. 52 п.2 ГК РФ.

Выбранные типовые формы должны быть согласованы уполномоченными госструктурами.

В 2021 году стандартной формы устава, утвержденной государственными службами России, нет.

Типовые шаблоны может применять только малый бизнес. Если речь идет об изначально крупной организации и/или фирме, которая намерена «расти и развиваться», обязательна подготовка индивидуального документа, в котором станут учитываться любые нюансы.

Не следует использовать стандартные формы, если у вашего ООО:

  • Коллегиальный состав управления;
  • Нетиповая компетенция, обязанности и права участников общего собрания;
  • Будет иметься внутренний аудитор;
  • Станут открываться официальные подразделения и филиалы.

Разработка устава - сложный процесс. В особенности, если у создателей документа нет представления о законодательных нормах и нововведениях, специализированных знаний. Мы рекомендуем вам обращаться за помощью к квалифицированным юристам. Специалисты не только подготовят грамотный документ, но и зарегистрируют предприятие.

Написание устава - особенности услуг юристов

Стандартный состав юридической услуги «разработка устава»:

  • Предварительные консультации;
  • Формирование техзадания с учетом требований и пожеланий клиента;
  • Согласование стадий работы и сроков ее проведения с заказчиком;
  • Написание модели документации;
  • Оптимизация документа;
  • Подготовка устава;
  • Утверждение проекта клиентом. При необходимости, внесение изменений.

Период разработки и стоимость услуг юристов определяются на стадии формирования требований к документу (составление техзадания).

В результате обращения к специалисту, заказчик получает готовый и персональный устав предприятия, в котором имеются все обязательные сведения и индивидуальные данные. Проект составляется на опыте многочисленных ранее разработанных документов. Готовый документ можно, при желании, изменять по собственному усмотрению.

Преимущества обращения к юристам

Разработать устав можно своими силами, руководствуясь общепринятыми правилами и положениями. Однако в таком случае всегда будет риск допустить ошибку. Проблемы могут возникнуть и из-за специфических требований (не представленных в четком виде в законодательных актах), нередко выдвигаемых региональными подразделениями ФНС РФ.

Связавшись с квалифицированным юристом, можно получить консультации по всем вопросам, связанным с подготовкой устава. А также воспользоваться дополнительными услугами, такими как:

  • Предоставление списка обязательной документации для последующей регистрации устава;
  • Сбор и оформление полного набора бумаг для регистрации самой организации, подача комплекта в контролирующие инстанции;
  • Представление интересов заказчика в регистрирующей службе. Получение документов об успешном завершении процедуры.

Юристы разрабатывают уставы «с ноля», а также подготавливают дополнения и поправки к текущим редакциям.

О внесении изменений в действующий устав

Согласно данным статистики, развивающиеся организации вносят корректировки в устав не менее двух-трех раз в течение года. Также необходимость в дополнении или изменении правил может возникнуть в связи с нововведениями в законы РФ (актуальный устав должен соответствовать действующему законодательству России всегда).

Изменение документа обязательно в следующих случаях:

  • Уменьшение или увеличение суммы уставного капитала;
  • Изменение названия организации;
  • Смена месторасположения (адреса) предприятия, обозначенного уставом;
  • Выявление неточности, ошибки в документации;
  • Завершение деятельности, смена месторасположения и/или названия подразделения фирмы, если соответствующая информация присутствует в документе (с лета 2014 года вносить данные о подразделениях, представительствах не обязательно);
  • Смена кодов ОКВЭД, при условии, что виды деятельности не регламентированы уставом «категорично»;
  • Назначение нового директора, при условии, что в документе есть сведения о директоре;
  • Осуществление реорганизации предприятия;
  • Изменение порядка хранения документации, продажи, перехода долей (полностью или частично), последствий выхода учредителей из состава ООО, сроков действия полномочий, обязательств участников органов управления и т.д.

Допускается внесение поправок и дополнений другого характера.

Требования к оформлению уставов в 2021 году

В текущем году при формировании устава организации необходимо придерживаться таких правил:

  • Распечатка подготовленных документов должна осуществляться на бумажных листах а4 формата;
  • Нумерация страниц должна проводиться с двойки (цифра 2);
  • Страницы документации следует нумеровать, исключая титульный лист;
  • На титульном листе должна присутствовать информация о времени и месте разработки, названии устава (для ООО - «Общество с ограниченной ответственностью Название»).

Требования к внесению поправок в текущей редакции документа:

  • Подготовленные бумаги передаются в регистрационные органы в одном образце;
  • Для НФС РФ оформляется заявление формы №Р13014 (также оплачивается государственная пошлина);
  • Все нововведения подготавливаются и принимаются решением участников совета учредителей.

Нужно учитывать, что внесение поправок допускается, путем:

  1. Оформления документа в новой редакции.
  2. Разработкой листа изменений/дополнений к текущему уставу.

Если у вас нет практического опыта в разработке и изменении уставной документации, обращайтесь за услугами квалифицированного юриста. Это позволит избежать пустой траты времени и получить грамотно сформированный документ в сокращенные сроки.