Регистрация товарного знака
Вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, весьма подробно урегулированы действующим законодательством. Необходимо понимать, что интеллектуальная собственность представляет собой конкретные объекты права. В первую очередь, это различные торговые марки, обозначения, слоганы и так далее. Подобные объекты позволяют идентифицировать коммерческий объект, они делают его узнаваемым. Соответственно, если бренд или компания добились успеха на рынке, то узнавание их и выбор именно их продуктов среди аналогичных, осуществляется именно за счет товарных знаков и прочих объектов интеллектуальной собственности.
Поэтому, при создании собственных объектов и развитии компании, неизбежно возникают вопросы о необходимости регистрации их в качестве интеллектуальной собственности. Ведь без такой регистрации подобные объекты могут быть использованы конкурентами. В конечном счете, это приводит к введению в заблуждение клиентов, а компания теряет серьезные деньги. Именно с целью защиты изобретений, технологий, товарных марок, рецептов и подобных объектов, осуществляется их регистрация. Это дает возможность оформить их принадлежность конкретной компании и не допустить использования другими участниками рынка. Соответственно, нарушение запрета на использование повлечет за собой ответственность, вплоть до уголовной.
Необходимо понимать, что сама процедура регистрации не представляет какой-либо сложности. Она не требует специальных познаний и не занимает много времени. Поэтому, регистрировать объекты интеллектуальной собственности рекомендуется на начальном этапе, непосредственно после их создания. Фактически, оптимальным вариантом является обращение за регистрацией сразу после разработки знака, когда он еще не начал активно использоваться на рынке и неизвестен конкурентам.
Что такое интеллектуальная собственность?
Как выше указано, к интеллектуальной собственности относятся разнообразные изобретения, рецепты, товарные знаки, обозначения и так далее. Наиболее часто регистрируются товарные знаки, поскольку именно они позволяют распознать продукты той или иной компании. Поэтому, основные особенности и признаки товарных знаков следует описать более детально:
- Используются любые буквенные и числовые сочетания. Кроме того, товарный знак может включать определенные слова и словосочетания. Фактически, речь идет о наименовании компании, названии заведения или продукта. Такое название может состоять как из слов, так и из цифр и их сочетаний;
- Возможно использовать изобразительные символы. Именно по таким символам потребители идентифицируют компанию или конкретный продукт. Поэтому, их разработке всегда уделяется много внимания. Соответственно, изобразительные символы очень часто дублируются конкурентами, чтобы повысить продажи собственных продуктов. Поэтому, защищать их с помощью законодательства следует обязательно;
- Часто товарная марка представляет собой сочетание слов и нескольких букв, а также цифр. При этом каких-либо требований к подобным сочетаниям не предъявляется. Они могут быть совершенно любыми;
- Допускается регистрировать изображения и схемы. Они также необходимы для узнаваемости бренда. Подобные обозначения размещаются на рекламной продукции, указателях и так далее. За счет них тоже достигается уникальность товарного знака и его узнаваемость на рынке среди схожих объектов;
- Часто применяется мультимедийная, голографическая, а также трехмерная информация. Подобные объекты чаще всего используются для рекламы компании в интернете. Это могут быть ролики, содержащие определенный набор символов, по которым распознается компания.
Указанные признаки относятся к товарным знакам и прочим объектам интеллектуальной собственности. Они позволяют соотнести продукт с конкретной компанией и являются уникальными. Поэтому, он не должен содержать символов, которые делают его схожим с уже зарегистрированными объектами интеллектуальной собственности. Это позволяет исключить введение в заблуждение покупателей и защитить их права.
Что не допускается использовать
Следует отметить, что действующее законодательство в сфере интеллектуальной собственности содержит ряд запретов. В частности, такие запреты устанавливают ограничения на использование тех или иных знаков или слов.
К примеру, нельзя использовать слова и обозначения, которые являются общепринятыми. К таковым можно отнести слова – молоко, мясо и так далее. Подобные слова обозначают общую группу товаров и не конкретизируют какой-либо продукт. В связи с этим, регистрация товарного знака с такими словами, запрещена.
При этом торговая марка является уникальной. Она может быть любого цвета, содержать любые символы и обозначения. Однако не допускается использование государственной символики. К указанной символики относятся флаг, гимн, герб, изображения денежных знаков. Из указанного правила имеется исключение. Так, товарный знак может содержать символы государства в случае, если соответствующие государственный орган даст на это свое согласие.
Зачем необходим товарный знак?
Регистрация товарного знака представляет собой процедуру, по которой её владелец получает исключительное право на использование. Действия других лиц по его использованию являются незаконными. Более того, такие действия являются наказуемыми. Тем самым, регистрация дает защиту владельцу товарного знака как объекта интеллектуальной собственности.
Если зарегистрированная в установленном порядке марка незаконно используется, это станет основанием для проведения проверки и привлечения лица к административной или уголовной ответственности. Соответственно, владелец может обращаться в правоохранительные органы за защитой своих прав и она ему будет гарантирована. Любое заявление от владельца станет основанием для проверки. В ходе указанной проверки будет зафиксирован не только факт незаконного использования чужого товарного знака, но и рассчитана сумма ущерба от подобных противоправных действий. Соответственно, после привлечения лица к административной или уголовной ответственности, указанную сумму ущерба можно будет возместить путем подачи соответствующего искового заявления в суд.
Между тем, без процедуры регистрации товарный знак не находится в правовом поле и не является объектом, который защищен законом. Следовательно, в случае его неправомерного использования, обращаться просто некуда.
Важность указанной процедуры заключается еще и в том, что успешный бизнес неизбежно будет развиваться. Развитие связано с выходом на рынки других регионов, а также на международный рынок. Одновременно с этим появятся недобросовестные конкуренты, которые пожелают за счет чужого товарного знака привлечь клиентов к себе. При этом они могут использовать как точную копию знака, так и с некоторыми мелкими изменениями.
Подобные факты не просто уводят денежные потоки от оригинального бренда, но и способны нанести ему репутационный ущерб. Особенно, если продукция, реализуемая под чужой торговой маркой низкого качества. Это формирует ложное мнение потенциальных покупателей о свойствах оригинальной продукции.
Поэтому, регистрация крайне необходима и, по сути, является безальтернативной. Без нее получить помощь государства, предотвратить факты незаконного использования знака и защитить свои права просто невозможно.
Особенно регистрация важна, когда на рынке существует несколько схожих марок. Недобросовестные конкуренты зачастую создают товарные знаки, которые только по нескольким мелким признакам отличаются от оригинального. И только процедура регистрации даст возможность доказать, что имеет место факт имитации.
Особенности регистрации товарного знака
Выше указано, что процедура регистрации товарного знака несложная. Она осуществляется по четкому механизму и потребует минимум усилий и времени от владельца знака. Специфику представленной процедуры регистрации и ее основные этапы необходимо описать более детально:
- Потребуются документы о самой компании или индивидуальном предпринимателе, которые регистрируют свой товарный знак. Это документы о прохождении государственной регистрации юридического лица или ИП, постановке на учет в налоговом органе;
- Обязательно следует представить сам знак. Это должно быть его изображение со всеми элементами. Изображение может быть снабжено описанием относительно использования тех или иных цветов, пропорций и прочих особенностей данного объекта интеллектуальной собственности;
- Регистрационные действия осуществляет государственный орган – федеральная служба по интеллектуальной собственности или Роспатент. Именно в указанный орган нужно сдавать документы;
- Непосредственные действия выполняются структурным подразделением Роспатента – ФГБУ «федеральный институт интеллектуальной собственности».
При поступлении документов, работники указанного органа проводят их проверку. Выясняется полнота данных документов, их подлинность, а также соответствие установленным нормам.
Если документы представлены в полном объеме, в них отсутствуют ошибки, нет незаверенных копий, то подразделение Роспатента осуществляет регистрацию товарного знака. При этом данное действие выражается в выдаче заявителю свидетельства. Указанное свидетельство означает, что данный конкретный знак зарегистрирован и использовать его может исключительно владелец или же иные лица, но только с его прямого согласия.
Между тем, нередки ситуации, когда подразделение Роспатента отказывает в выдаче обозначенного выше свидетельства. Подобные отказы связаны с полнотой документов, наличием поврежденных документов, незаверенных компаний, неясностью в описании самого товарного знака. В случае отказа, обязательно указывается конкретная причина принятия такого решения.
При этом, даже в случае отказа в регистрации, подать документы можно повторно, но только после устранения недостатков, ставших причиной такого отказа.
Таким образом, при соблюдении условий по оформлению самого товарного знака и наличии у компании необходимых документов, процедура будет гарантированно пройдена за небольшое время.